Номинанты

Северская  (Терехина) Татьяна Владимировна

Шеф – редактор
Газета «Новости Югры»

Конкурсные работы
У нас больше общего, чем кажется

Газета «Новости Югры»

В Санкт­ - Петербурге большим концертом «Валерий Гергиев представляет молодых музыкантов Югры» закончился проект «Год Мариинского театра»

В этот день, 14 октября, у Небесной канцелярии, наконец-­то, закончилась вода. И Петербург засиял во все светило. С самого утра. Город, умытый недельными дождями, являл все свое великолепие: золоченые купола церквей, тяжелую мармеладность глади рек и каналов, блеск современного стекла и стали…

А десятки сердец замерли в тревожном ожидании. Оно было тем невыносимее, чем ярче и бесстыдней смеялось солнце над Невой и Мойкой: Пулковские высоты еще с ночи насмерть держали туман. И казалось, вовсе не собирались сдавать удержанных позиций. Аэропорт был закрыт. И самолет из Лондона посадили в Таллине.

Маэстро Гергиев не прилетел! Главный концерт проекта «Год Мариинского театра в Югре» оказался под угрозой срыва...

Не пропустить рентгеновские места

Так на сленге вокалистов называются сложные моменты в партиях, где требуется тонкая, филигранная техника. Ольга Кондина, солистка Мариинского театра, работает со стажерами Югры не по долгу службы, по зову души.

– Подобные проекты сегодня – просто чудо, – говорит она. – Я в свое время училась у великой Ирины Архиповой и помню, как трепетно она относилась к молодым, никогда не гнушаясь помочь, поддержать. Архипова всегда считала, что истинный зритель находится в глубинке, потому очень много ездила сама и убеждала ездить нас.

Не в этом ли истинное предназначение творца – передать свое слово, своей души частицу начинающим, чтобы продлиться в них на годы.

– Тоньше, тоньше, свободнее, – Ольга Дмитриевна проживает с каждым вокалистом его партию, еще и еще раз. – Следуйте за музыкой, только она ведет, отдайтесь ей полностью. Слушайте оркестр, слушайте.

Некоторые солисты, а всего их девять человек, несмотря на то, что уже все лауреаты всероссийских и международных конкурсов, с симфоническим оркестром работают впервые. А это, оказывается, непросто.

– Зато, какой восторг, если попадаешь в общую волну, – делится впечатлениями Юра Исаев. – Это как на серфинге, уже неподвластен влияниям извне. И только видишь на репетициях перед собой умные и внимательные глаза и руки дирижера театра Михаила Синкевича. Он ведет, помогает, делает очень тактичные и ценные замечания. И, главное, сопереживает каждому, понимая, как трудны эти первые шаги на такой прославленной сцене. Синкевич знает, помочь может только на репетиции – на концерте уже не повторить «с четвертого такта».

Вот выходит перед оркестром Ирина Поспелова, маленькая, тоненькая, она кажется испуганной девчонкой. Но вот взмах руки дирижера, взлетают смычки, и с первыми аккордами музыки Ирина превращается в настоящую Кармен, а дирижер ободряюще кивает: «Давай, давай, девочка, смелее. Ты – умница».

Организаторы этого проекта ответственно отнеслись к подбору наставников для молодых талантов – на протяжении всего года. И в Югре, и в Петербурге с ними работали лучшие мастера и педагоги.

В зеркалах – история

Улучив свободную минуту, иду гулять по театру. Огромное здание Мариинки – полно тайн и секретов. Блуждая по лабиринтам коридоров, натыкаюсь на гримерку: там все готово к вечернему спектаклю. Дают «Жизель». На плечиках развешаны платья для кордебалета, у зеркал – веночки из белых цветов. Говорю пароль – «мы из Ханты-Мансийска». Отзыв – приветливая улыбка, и нам готовы показать и рассказать все, чем мы интересуемся. А тут костюмер даже позволяет «прикинуть» платье балерины и венок для фотосессии.

Прощаюсь с костюмером, поднимаюсь по лестницам все выше. Читаю – «люстровая галерея», воображение рисует картину, как в фильме «Призрак оперы» – металлические лестницы, подвесные мостки… Мое любопытство терпит фиаско – дверь с предупреждением «Посторонним вход запрещен» заперта. Поднимаюсь еще выше. Здесь лестницы круче, ремонт древнее, понятно: чужие здесь не ходят. Под самым куполом театра передо мной открывается огромное помещение, больше похожее на круглую арену, застеленное упаковочной бумагой с разложенными задниками и портьерами. С интересом оглядываюсь и вдруг слышу: «Добрый день, проходите сюда, пожалуйста». На другом конце «арены» – за столом маленькая женщина. Людмила – хозяйка этого царства художников-декораторов. Она показывает свои владения – это задники к балету «Раймонда», это занавес для «Бориса Годунова». Размеры впечатляют – двенадцать метров на двадцать пять. По ходу разговора моя собеседница показывает свои «сокровища» – старый диван, на котором, наверное, еще «сидел сам Бородин», столетние стулья, столы и зеркало.

– Я это зеркало принесла со свалки, что около театра. Кто-то из моих коллег его выкинул, а я не смогла пройти мимо, – делится Людмила. – Вы только посмотрите, какое в нем отражение, сегодня такие зеркала делать разучились.

Вообще о зеркалах Мариинки можно писать целое исследование. Их в театре множество, преимущественно старинные, в резных рамах, с удивительной, золотого цвета, амальгамой. В них – вековая история многих поколений театрального сообщества.

Музыка – в графике

Важной составляющей проекта «Год Мариинского театра в Югре» стала выставка работ почетного жителя округа Геннадия Райшева «Музыкальное приношение». Работы мастера расположились в холле четвертого этажа и привлекли живой интерес зрителей.

– Помню, как мы впервые познакомились с Валерием Гергиевым, – рассказывает художник. – Я показал маэстро свои работы из серий «Музыка» и «Пространство», и вдруг услышал вердикт: «Ваши работы – удивительно музыкальны».

И это неслучайно, я действительно слышу мир, в котором сначала ощущал себя крохотной точкой в пространстве. И изображал его, как наблюдатель со стороны. С возрастом, познавая все сущее, почувствовал, как границы этого пространства расширяются, окружающее начинает звучать все ярче. Понял, это звучит душа человека. Сегодня я постигаю природу. Перевожу ее на язык графики, живописи – ритма, цвета. Предмет диктует движение, движение – есть гармония.

Хочется провести параллель: что объединяет живопись, графику и музыку? Графика – это ритм. Живопись – это мелодика. Музыка – организованная стихия. То же можно сказать и о живописи, и о графике. Все зарождается от созерцания и размышления над природными явлениями. В природе и даже во Вселенной все гармонично взаимосвязано. Сложно усмотреть связь живописи с музыкой впрямую. Вот почему полезно проводить такие встречи разных видов искусства, – подытожил Геннадий Райшев.

Почему Югра?

А Маэстро Гергиев все же прилетел! За два часа до концерта, и сразу, прорвавшись сквозь воскресные пробки, появился на пресс-конференции. Журналисты северной столицы, которых собралось множество, ревностно интересовались: «Почему же все-таки прославленный Маэстро выбрал для такого проекта Югру?» Уставший Валерий Абисалович не стал в этот раз признаваться в своей трепетной любви к округу. Он просто рассказал, как рад тому, что есть еще в России регионы, в которых удачно и гармонично совпадают финансовые возможности территорий, добрая воля их первых руководителей и творческая инициатива деятелей искусства.

– В нашей стране, к сожалению, не так много городов, где существуют хорошие театральные и концертные залы. Помню, как наш театр несколько лет назад пригласили с гастролями в Нижний Новгород. Но мы с трудом там смогли дать спектакль, и больше в своем гастрольном графике этот город не рассматриваем, – говорил Валерий Гергиев, отвечая на вопрос: почему Югра? – Ханты-Мансийск в этом ряду стоит особняком.

Столичные писаки, познакомившись с афишей КТЦ «Югра-Классик», были, похоже, «задеты» его обширностью и представительностью. Претензии провинциального города на звание третьей культурной столицы их явно не устраивали.

После того, как маэстро удалился к музыкантам, журналисты забросали вопросами главного организатора проекта, директора КТЦ Ирину Ткаченко.

Чем Югра зазывает великих? Как проходил отбор молодых на стажировку? И главное: что будет делать округ, если юные и талантливые, отучившись, не вернутся домой?

– Что делать? – удивилась вопросу Ткаченко. – Гордиться, конечно. Как сегодня гордится Краснодар Анной Нетребко, Красноярск – Дмитрием Хворостовским, Иркутск – Денисом Мацуевым. Уедут? Замечательно. Мы же в одной стране, России, живем. И пусть они прославляют Югру. А мы их всегда будем ждать дома. Это так важно для каждого – иметь дом, где всегда ждут и любят.

У вас же там Обь!

Вот она гордость столичного жителя: как мало мы знаем друг о друге в нашей необъятной стране. Бывшая сургутянка, десятилетняя Лиза, нынче – ученица петербуржского лицея, пришла на концерт вместе с учительницей музыки. Родители девочки подарили преподавателю билет, чтобы показать, что и провинция – не лыком шита. Познакомившись с программкой и буклетом, образованная дама удивленно воскликнула: «У вас разве есть нефть? Там же – Обь?» Как будто эти явления исключают одно другое.

Однако, уже после первого отделения концерта, увидев фрагмент хореографического спектакля «Река. Цвет белый. ru» эта учительница многое поняла: и про Югру, и про Север, и про боль земли, которую пронзали иглы цивилизации. Она увидела в исполнении ребят из театра танца «Югра-Классик» горящие факелы, страх диких животных, доселе не пуганных ни поездами, ни вертолетами, и стремительный напор молодости, которую не страшили никакие трудности бытия. А еще этот танец был о любви, о неразрывной связи человеческой души и этой древней земли, чья суровая природа слаще райских берегов, и материнской песне, что не покидает нас ни в какие времена. И покуда она в нас, живы и мы. Пожалуй, трудно было найти что-то более удачное для показа в этом городе на Неве.

Кроме танцоров, в первом отделении выступала Мария Лельхова с попурри регтаймов «Золотой век ксилофона» в аранжировке Флойда Верле (ксилофон), партия фортепиано – Павел Зубов и уже известный в Югре ансамбль духовых инструментов, квинтет «Сибирь-брасс». Зрители на «бис» принимали всех. А миниатюрная, улыбчивая Маша Лельхова зал просто покорила. Потому после первого отделения Машу атаковали питерские журналисты.

Какие же они красивые!

Второе отделение открывали вокалисты. Девять человек – Светлана Сатьянова, Максим Сударев, Татьяна Никитина, Юрий Сорокин, Оксана Майорова, Алексей Исаев, Ирина Поспелова, Андрей Невьянцев и Наталья Коротышева. Юные, красивые, талантливые, и все такие разные. Зрители очень тепло принимали каждого певца, восхищаясь и красотой голосов, и неподдельной искренностью вокалистов. И если бы позволяло время, их вызывали на «бис» не единожды, а чаще.

Обращаю внимание на Ольгу Кондину, которая сидит в зале рядом со мной. Кажется, она переживает сильнее своих воспитанников. «Слушайте музыку, слушайте», – шепчет педагог. После каждого выступления вопросительно смотрю на Ольгу Дмитриевну, та кивает головой: «Хорошо». Педагоги удовлетворены: и Ольга Кондина, и заведующий кафедрой вокального искусства Ханты-Мансийского филиала им. Гнесиных Михаил Пасхальский. Общий вердикт таков: «Ребята сделали все, на что способны в настоящий момент». Хотя, конечно, без огрехов не обошлось: кто-то подзабыл слова, кто-то не попал в тональность. Но это, к слову, заметили только мэтры.

Вторым номером отделения шел Концерт для фортепиано с оркестром ре минор № 1, соч. 15 Иоганнеса Брамса в исполнении оркестра Мариинского театра, солист – Денис Мацуев, дирижер Валерий Гергиев. В оркестре 13 человек стажеров из Югры – скрипачи, виолончелисты, альты...

Чтобы у зала не осталось сомнений, что югорская молодежь сидит в оркестре, и не в последних рядах, перед выступлением их попросили подняться.

«А кто вам определил место в первом ряду?» – пытала одна из журналисток скрипача Женю Кедровского. Талант. Все места определил талант. И Гергиев высоко оценил мастерство наших инструменталистов. «Хорошо играли, – скажет он после концерта, – хотя инструменты явно не Страдивари». Это правда. Инструменты у многих ребят плохонькие. На более качественные у родителей просто не хватает денег.

– Какое счастье – играть с таким мастером, – Женя переполнен эмоциями. – Сердце бухает прямо в горле, но усталости совершенно не чувствую. Еще бы час играл.

Для Кедровского нынешний концерт – подарок судьбы, дома парня ждет повестка в армию. Сколько ни бьются самые известные деятели культуры России, пока повернуть неповоротливую государственную махину лицом к талантам не могут. И студентов консерваторий, в которых нет военных кафедр, а их нет ни в одной, призывают на службу. И скрипачей, и пианистов…

Это только начало…

После концерта глава региона Наталья Комарова принимала заслуженные поздравления, в том числе и от маэстро Гергиева.

– Я очень надеюсь, – сказал Валерий Абисалович молодым исполнителям, – что эта наша встреча с вами не последняя. Теперь я вас знаю лучше, увидел: на что способен каждый. Мы посмотрим в театре, возможно, каждому из вас подберем партию в спектаклях и концертах. Думаю, это лучший способ – сказать спасибо.

Инициатор проекта «Год Мариинского театра в Югре», директор концертно-театрального комплекса «Югра-Классик» Ирина Ткаченко лелеет надежду продолжить проект еще, как минимум, на год, чтобы совместными усилиями молодых югорских исполнителей и артистов театра поставить полноценный спектакль. Валерий Гергиев готов продлить сотрудничество. Осталось дело за малым – найти для этой идеи деньги.

P. S. Концерт «Валерий Гергиев представляет молодых исполнителей Югры» из Санкт-Петербурга транслировался на большой экран в Ханты-Мансийске в режиме онлайн. Говорят, в переполненном зале КТЦ яблоку негде было упасть. Что ж: нам надо чаще встречаться. И в Ханты-Мансийске, и в Петербурге. Неспроста же нас объединяет одна параллель…

Пока звучит музыка

Газета «Новости Югры»

«Югра­Классик» открывает Летнюю творческую школу повышения профессионального мастерства

История о том, как стояли и смотрели в яму, на месте которой должен был вырасти концертно­театральный комплекс «Югра­Классик», первый губернатор Югры Александр Филипенко, известный кинорежиссер Сергей Соловьев и тогдашний министр культуры России Михаил Швыдкой, давно уже стала югорской легендой.

То, что увидела великая троица на дне строительного котлована, вылилось в идею поистине грандиозную – создать за Уралом первую сценическую площадку, которая могла бы принимать любые коллективы мира – от Нью-Йоркского «Метрополитен опера» до Миланского «Ла Скала».

Искусство объединяет

– С самого начала концепцией КТЦ было определено, что мы не будем таланты ниоткуда забирать, оголяя территории, – рассказывает директор центра Ирина Ткаченко. – Вся внутренняя работа коллективов комплекса будет носить сессионный характер – объединенные оркестр, хор, джаз, вокальные и детские ансамбли, представляющие лучших исполнителей городов Югры. Тогда мощно зазвучало понятие «Творческая школа».

А я вспомнила, как в 2003-м дирижер, заслуженный деятель искусств России Борис Нодельман собрал впервые музыкантов окружного камерного оркестра «Стиль белых ночей». Фраза «музыка объединяет» вдруг стала осязаемой. И слились воедино аура Урая, сила и мощь Нижневартовска, свобода и смелость Сургута, молодость Мегиона и древняя мудрость Ханты-Мансийска. Не потому ли сегодня, в каком бы городе не проходили выступления оркестра – он везде свой.

Связанные Гергиевым

История «Югра-Классик» неразрывно связана с именем великого Маэстро Гергиева и Мариинским театром.

– Это имя впервые зазвучало еще на стадии строительства КТЦ, – говорит Ирина Ткаченко. – Позже, когда наше знакомство с маэстро переросло в дружбу, он не раз говорил, как ему с самого начала понравилась идея комплекса, как российского гастрольного центра, который не развлекает, этого добра в стране предостаточно, а воспитывает, просвещает, создает удивительное, тонкое пространство СОтворчества, СОзидания, СОпереживания художника и зрителя. И еще совсем неизвестно, что сложнее – взрастить талант или думающего и понимающего слушателя.

– Я уверен, что вслед за вами многие регионы России построят такие, может быть, даже лучшие комплексы, – говорил Валерий Абисалович на новой сцене КТЦ, перед первым концертом на Югорской земле. – Но для всех в стране вы останетесь пионерами, доказавшими, что можно создать в России концертно-театральное пространство, в котором, не стесняясь за сцену и не кивая на трудную жизнь, можно показывать гастроли мировых коллективов.

– Я помню, как радовались за Югру профессор, эксперт Комитета по культуре при правительстве России Евгений Дуков и Геннадий Дадамян, директор Высшей школы деятелей сценического искусства при ГИТИСе: «Неужели у вас получится сделать гастрольный центр в России, во главе которого будет стоять не доллар, а человек?» – говорит Ирина Ткаченко. – Мы сумели, за правоту нашей идеи проголосовали не только Валерий Гергиев, но и дирижер Юрий Темирканов, известнейший Миланский театр «Пиккало», который подтвердил, что Ханты-Мансийск – чуть ли не единственное место в России, где труппа может показать любой полноценный спектакль. И сегодня главное удержать достигнутую высоту, не свалившись в торгово-рыночные отношения.

Гергиев в своих интервью не раз вспоминал, как ответственно и тщательно подходил он к выбору репертуара для первых концертов в Ханты-Мансийске, чтобы не отпугнуть, не придавить мощью еще неискушенного зрителя. И с какой гордостью Валерий Абисалович признавал в феврале нынешнего года, что сегодняшний югорский слушатель вырос из рамок «нам бы чего попроще» и готов принять самое сложное и серьезное искусство.

Сегодня дружба Мариинки и Югры ведет свою летопись. Уникальные факты: как в 2009-м Маэстро с оркестром «Брасс» согласился выступать в Ханты-Мансийске совершенно бесплатно в рамках фестиваля «Югра собирает друзей», а в 2010-м, пролетая из Амстердама в Токио над столицей Югры, Гергиев посадил самолет на полдня на дозаправку именно в Ханты-Мансийске, чтобы дать концерт югорчанам, после чего продолжил гастрольную поездку – под грифом «впервые» стали частью истории Мариинского театра.

Время отдавать

– Идея провести «Год Мариинского театра в Югре» родилась в 2010 году, как логическое продолжение дружбы театра и округа, – продолжает Ткаченко. – Когда я попыталась поделиться своими мыслями с коллегами, реакция была однозначной: никогда этого не будет. Гергиев никогда не подпишет годовой проект: у него столько проблем – надо запустить новую сцену, гастрольный график прописан на пять лет вперед, его ждут несколько зарубежных оркестров, где он является дирижером. Но Валерий Абисалович, прочитав мои предложения, согласился сразу, собрал коллектив и сказал: «Мы будем это делать с большой буквы».

В итоге, согласно договору, подписанному губернатором округа Натальей Комаровой (без поддержки которой идея никогда бы не воплотилась в жизнь), и Маэстро, 2012 год объявлен в Югре «Годом Мариинского театра», и весь путь, который сопровождает этот проект, отслеживается лично Гергиевым.

– Ирина Болеславовна, что же движет поступками большого мастера, который выискивает в своем плотном графике время для Ханты-Мансийска?

– Точно не деньги, хотя многие мои коллеги не верят, что Гергиев соглашается выступать у нас иногда даже без гонорара. Да и нынешняя годовая программа стоит столько же, сколько одна разовая гастроль Мариинки в Великий Новгород. При этом ответственность за системный проект гораздо выше. Но для истинного художника куда важнее созидание. Видеть, как пространство насыщается новым содержанием, как появляется иной свет в глазах живущих здесь людей.

Побывав впервые в округе, Валерий Абисалович очень тонко прочувствовал настроение региона, который не просит, не жалуется, а молча делает – строит, возводит, добывает. Он как-то обмолвился, что Югра – та земля, которой пора отдавать долги. И эти люди, так много давшие стране, достойны быть причастными к самым великим образцам высокого искусства.

Изначально я планировала, что в итоге годового проекта мы силами профессиональных исполнителей округа под патронатом Мариинского театра создадим музыкальный спектакль и покажем его 10 декабря в день рождения Югры. Но когда мастера театра побывали в регионе, прослушали наших ребят, выпуск-
ников и студентов окружных профессиональных учебных заведений искусства, вердикт был таков: «Оркестр – да, надо много заниматься, работать, но есть хорошие музыканты, которые смогут сыграть наравне с музыкантами Мариинки. Танцоры – молодцы, школа качественная, после специальной подготовки мы видим югорских исполнителей на сцене театра. Все сложнее оказалось с вокалистами: голоса хорошие, но работа предстоит большая, и вряд ли, при всем уважении к нашей общей идее, мы успеем поставить оперу к декабрю нынешнего года». Тогда был создан совет, который изменил ракурс проекта: в октябре состоится концерт наших ребят и артистов Мариинского театра в Петербурге, 10 декабря этот концерт пройдет на сцене «Югра-Классик». И тогда жители округа смогут сами увидеть и услышать, как выросли наши ребята.

– А результаты заметны?

– Безусловно. Я вижу, как многое меняется не только в исполнительском мастерстве молодых артистов, но в их головах и сердцах. Например, Юра Сорокин, с которым занимаются лучшие преподаватели России, вырос и как вокалист, и как музыкант, и как человек. Изменился неузнаваемо Алексей Исаев, которого взял себе в театр «Геликон-опера» сам художественный руководитель Дмитрий Бертман. Он и рассказал потом мне: «Голос божественный, учить надо многому». Потому что большой артист – прежде всего личность колоссальной культуры и интеллигентности.

Любая летняя творческая школа этим аспектам уделяет достаточное внимание, в том числе и Школа «Мир через культуру», что начинает работу 25 сентября в рамках года Мариинского театра. Эта школа – последний шаг, который позволит выйти молодым артистам на финишную прямую перед стажировкой на знаменитой сцене. Всем были розданы задания, все готовят программы, все знают – зачем они едут в Ханты-Мансийск. И 30 августа сразу на нескольких площадках комплекса очень серьезное и компетентное жюри просмотрит и прослушает начинающих артистов по нескольким номинациям: вокал, хореография, оркестровое музицирование.

А, кроме того, в рамках школы состоятся лекции Зои Гуменюк об истории Мариинского театра, значении оркестра в общем музыкальном процессе, лекции Юрия Лотмана об интеллигентах и интеллигенции. Будут показаны удивительные фильмы. В день открытия школы зрители увидят фильм «Август Раш» – это дивная история о том, как музыка вокруг нас влияет на создание жизни.

Поэтому то, что сейчас происходит, дает мне уверенность, что 10 декабря жители округа станут свидетелями необыкновенного концерта, когда на сцену выйдут измененные за один год наши такие родные и знакомые ребята.

PS. Видимо, судьба у Югры такая – быть впереди России всей: неспроста десятилетиями эта земля собирала в одном месте лучших своих представителей, умеющих рассмеяться в лицо трудностям и суровым условиям. Много лет назад, задумывая в провинции комплекс, достойный культурных центров страны, никто и не знал, что, спустя время, эта идея станет одной из ключевых в программном выступлении президента Путина. Человек в глубинке не должен быть оторванным от мировых культурных ценностей. С этой целью сегодня разрабатывается гастрольная карта России, а значит, потребуются сценические площадки, имеющие возможность эти гастроли принять.

Продолжение следует…

Пока звучит музыка (продолжение)

Газета «Новости Югры»

Продолжение, начало в № 91.

День первый. Все наши

С момента создания концертно-театрального комплекса «Югра-Классик» особой строкой в концепции было прописано – не забывать молодежь, которая делает первые шаги на этой югорской сцене. А прошло их за годы существования КТЦ через всевозможные творческие проекты и акции уже несколько десятков молодых – это и музыканты, и классические вокалисты, и танцоры, и исполнители эстрадной песни.

Поэтому и для участия в летней школе, проходящей в рамках «Года Мариинского театра в Югре» Ирина Ткаченко, директор комплекса, постаралась собрать всех птенцов гнезда югорского, разлетевшихся по стране.

– Пусть сегодня вокалист Андрей Невьянцев учится в Германии, а Алеша Исаев – в Москве, разве от этого они перестали быть нашими, – говорит Ирина Болеславовна. – Нынешняя молодежь живет и мыслит несколько иными мерками, нежели люди среднего поколения: свободное владение языками, возможность жить и учиться в любом городе мира раздвинули их представление о доме. Но малая родина при этом у каждого там, где он родился, где впервые его заметили, помогли встать на ноги. Потому, где бы ни жил и ни выступал Дмитрий Хворостовский, он всегда остается красноярцем, а Анна Нетребко – дочерью Кубани. И наши ребята должны чувствовать: Югра – место, где они всегда нужны, где их помнят и всегда помогут. Считайте, это долгосрочное вложение в имидж округа, и оно непременно окупится гордостью, известностью, престижем.

К сожалению, не все чиновники округа посчитали такие инвестиции целесообразными тратами бюджетных средств, поэтому пригласить наших ребят, живущих в других регионах, стало возможным только после помощи спонсоров: ими выступили думы Югры и Тюменской области, а также региональное отделение партии «Единая Россия».

День второй. В люди

Плавучий концертный зал на борту теплохода «Москва» ждет у причала Ханты-Мансийска. Наш путь в поселок Луговской, там состоится первый концерт силами учеников творческой школы. Их всего запланировано около десятка, но этот самый волнительный. Потому что первый, потому что мастер-классы с педагогами еще впереди, потому что эта школа – особенная: по ее окончании, лучших ждет стажировка в Мариинском театре, и попасть туда хочется всем.

К трем часам к теплоходу подтягиваются люди. Нарядные бабульки, притихшие дети, торжественные взрослые – на концерт пришли. За десять минут зал заполняется до отказа: ребятишки устраиваются на стульях по двое. В репертуаре ребят – арии из известных опер, романсы.

– Петь в таком импровизированном зале достаточно тяжело, – делится первым впечатлением Наташа Коротышева, – зрители сидят прямо перед тобой, – и тут же добавляет с улыбкой, – но они здесь такие благодарные.

Зрители действительно принимают выступления молодых певцов очень тепло. Детишки сидят тихонечко, не двигаясь, а ведь исполняется серьезная музыка. Годовалый карапуз на руках у мамы вознамерился было подпеть вокалисту, но мамочку вежливо попросили сойти на берег. Малыш, безусловно, очарователен, но мешать другим зрителям, отвлекая внимание на себя, не позволительно. Слушателя необходимо воспитывать, взращивать, точно так же, как растят исполнителей. Для этого всего-то и требуется – опыт. А как говорят по окончании концерта селяне, им такое счастье выпадает нечасто.

– Как хорошо отдохнули душой, – счастливо улыбается Мария Слинкина, – я пою всю жизнь в поселковом ансамбле русской народной песни, когда нам позвонили из клуба и пригласили на концерт, мы всем коллективом пришли с удовольствием. К сожалению, таких чудесных оперных голосов, да еще и вживую, мы почти не слышим. Свою подругу поддерживает Людмила Печникова:

– Какие молодцы, ребята, не хуже заезжих звезд поют. А ведь наши, родненькие, такие талантливые. Вы заметили, сколько ребятишек в зале было, как они слушали. В нашем клубе-то они – частые гости, а такие голоса, такое пение для них в диковинку.

Преподаватель сельской музыкальной школы Лев Ли пришел не один, привел своих воспитанников.

– Почему же так мало классических концертов транслируется по телевидению, это же такое лекарство для души, – говорит он. Восхищена концертом и ученица Льва Федоровича, будущая пианистка, десятилетняя Маша Щербина: «Мне очень, очень понравилось».

Зрители поднимаются на высокий берег и долго еще обсуждают услышанное, фотографируются на память. А мы готовимся в обратный путь…

День третий, четвёртый…

Тяжело в учении

Школа – это, прежде всего, мастер-классы. Среди них много открытых, куда может прийти любой желающий. Вокалисты репетируют в Органном зале, великолепная акустика которого не позволяет потеряться ни одному звуку. Среди педагогов – мэтры вокального мастерства: бас, народный артист России Анатолий Сафиулин, он приехал из Германии, где сейчас живет и работает; Заслуженный артист России, руководитель вокального ансамбля Павел Шаромов, из Новосибирска; главный хормейстер Мариинского
театра, Заслуженный деятель искусств России Андрей Петренко.

Первой выходит на сцену сургутянка Светлана Сафьянова, волнуется, это понятно даже неискушенному слушателю, а уж от наставников и вовсе ни одна оплошность не ускользнет.

– Не торопись, помоги голосу дыханием прозвучать в полную силу. Голос же есть, сильный, красивый… Акценты, акценты… – Анатолий Александрович разбирает вместе с певицей партитуру. – Еще раз, Света, с этой ноты. Молодец!

Светлану сменяет у рояля Юра Сорокин, Юру – Майя Пугачева... Они все такие разные, но потрясающе талантливые. А работать предстоит еще очень и очень много. Голос от природы – божий дар, но умение управлять им – великое искусство. И здесь роль педагога трудно переоценить.

– Юра, давай попробуем на полтона выше, а еще на полтона. Не бойся, не бойся, держи ноту… На наших глазах происходит чудо: второй, третий повтор, и голос парня звучит совсем иначе.

– Голоса у ребят очень хорошие, – говорит по окончании репетиции Анатолий Сафиулин, – но пока еще не мастера, мешает волнение. Понять их можно: это же не просто мастер-класс, а своеобразный отбор перед стажировкой. Не хочется педагогов своих подвести, не хочется перед друзьями оплошать, а это все сказывается на исполнении. Кураж, легкость, особый драйв, которые мы так ценим в артистах, приходят чаще всего с мастерством. Уверен, у этих вокалистов все еще впереди.

А в это время в балетном классе комплекса репетируют танцоры. Сидя в зрительном зале, даже не догадываешься, какой сложный труд – этот легкий танец. У народной артистки России, балетмейстера Мариинского театра Любови Кунаковой свои методы «воспитания»:

– Я не сторонница жесткой муштры, мне очень важно, чтобы ребятам нравилось то, что они делают. Данные у этих деток прекрасные, подготовлены хорошо. Что-то мне хочется поправить, но это не быстрая работа. Переучивать всегда сложнее, чем научить. Я не требую, чтобы танцоры подчинялись мне, как бессловесные марионетки, они должны осознанно делать все, что я предлагаю, чтобы им самим хотелось меняться. Только тогда репетиция будет не тяжкой работой, а удовольствием. Хотя, конечно, физически тяжело. Пожалуй, только когда сидишь в трех метрах от танцующих, это понимаешь: стойкий запах пота, прерывистое дыхание… А на лицах – улыбки.

Продолжение следует…